ВВЕРХ
Международный инновационный университет города-курорта Сочи

ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Международном инновационном университете

Показатель

Наличие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и инвалидами

Нормативное обеспечение

Локальные нормативные акты

Утвержден Положение об организации работы с абитуриентами и обучающимися с органиченными возможностями здоровья и инвалидами в Международном инновационном университете (протокол №  5 Ученого совета  от 14.01.2016 г.), в котором отражены организационные особенности обучения инвалидов и лиц с ОВЗ; особенности работы с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ОВЗ; требования к доступности зданий университета  и безопасного в них нахождения; особенности адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ; технология комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ

Закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за существующими структурными подразделениями с внесением изменений в положения и должностные инструкции

Осуществлено закрепление функций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ за соответствующими  структурными подразделениями (учебно-методический отдел, центр вычислительной техники и средств обучения, деканаты по  работе со студентами и пр.) с внесением изменений в положения о структурных подразделениях и должностные инструкции.

Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства.

Реализация требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения

Обеспечение доступности прилегающей  территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека

Образовательный процесс для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидов проводится  во всех корпусах,  в которых имеются:

•  входы, оборудованные пандусами и звонком к дежурному сотруднику службы охраны;

•  занятия для лиц с ОВЗ и инвалидов планируются в доступных помещениях;

•  имеется  санитарно-гигиеническая комната;

•  корпуса  университета оснащены противопожарной звуковой сигнализацией;

•  имеется  стоянка для автотранспорта лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.

Оборудование  специальных мест в аудиториях для обучающихся с ОВЗ и инвалидов

В лекционных аудиториях, лаборато-риях,  библиотеке и иных помещениях предусмотрены  места для обучающихся по каждому виду нарушений здоровья – опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения.

Кадровое обеспечение

Введение в штат сотрудников для работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами

В штате имеется     педагог-психолог, за сотрудниками ИТ отдела  закреплены обязанности по обеспечению образовательного процесса специальными техническими и программными средствами обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Дополнительная подготовка педагогических работников

Предусмотрено проведение  семинаров  для педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека, адаптация программ дополнительного образования.

Обеспечение требований к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ

Основными формами профориентационной работы являются дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения .

Сопровождение вступительных испытаний в вузе для абитуриентов-инвалидов.

При поступлении в вуз абитуриенты-инвалиды, и абитуриенты с ОВЗ не имеющие результатов Единого государственного экзамена, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно, или Единый государственный экзамен в дополнительные сроки. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, созданы  специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.

Информационная открытость

Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, и лиц с ОВЗ и их родителей

Имеется раздел сайта, отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Имеются:  мультимедийные средства, оргтехника, проекторы с экранами; технические средства для организации  онлайн трансляции; персональные компьютеры с подключенными Web-камерами. Предусмотрена возможность дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. 

Программные и технические средства для обучающихся ОВЗ и инвалидов

Использование компьютерной техники

Стационарные рабочие места  пользователей оснащены персональными компьютерами. 

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Включение в вариативную часть образовательных программ адаптационных дисциплин

В вариативную часть образовательных программ высшего образования включены такие дисциплины, как  Тренинг делового общения, Профессиональная этика, Общая психология, Психология  общения, Психология личности,  Профессиональная этика, Человек и его потребности, Социальная психология, Введение в профессию, Основы саморазвития личности, Конфликтология,  Основы профессиональной самореализации,  Деловое общение и др. 

Выбор методов обучения, исходя из их доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ

В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ электронными образовательными ресурсами

Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, видеолекции, Имеется виртуальный читальный зал, доступ к ЭБС .«КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС».

Обеспечение мест прохождения практики для обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом требований их доступности

Заключены договоры на прохождение всех видов практики обучающихся с ОВЗ и инвалидов для всех реализуемых направлений и специальностей.

Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.

Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей.

При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются  различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием элементов дистанционных образовательных технологий.

Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их закреплению на рабочих местах

Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляются заведующими кафедрами во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями,  предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидов на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места.

Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов являются: контактные мероприятия с предприятиями-работодателями (презентации, конкурсы, мастер-классы, деловые игры, тренинги); организация практики студентов с ОВЗ и инвалидов с возможностью последующего трудоустройства (в соответствии с направлением подготовки и  индивидуальными особенностями); заключение догово-ров/соглашений с социальными партнерами о проведении практики и трудоустройстве студентов с ОВЗ и инвалидов; проведение круглых столов, информационных вебинаров и электронных конференций для студентов с ОВЗ и инвалидов с привлечением представителей бизнес-среды и государственных органов.

В рамках адаптационных дисциплин предусмотрена  подготовка выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов к трудоустройству, как к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.

Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии

Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.

Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;  периодические инструктажи и семинары для преподавателей.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Осуществляется медицинским работником университета.  

Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем,  выделения материальной помощи.

Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины "физическая культура"

Для инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается  на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья.

Создание в толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам

В вузе функционирует волонтерский отряд , у которого одной из задач является социализация инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие  более тесному взаимодействию студентов с ними, развитие процесса интеграции в молодежной среде. 

Наличие медпункта

В каждом корпусе оборудован медицинский кабинет

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
И СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО РАЗВИТИЮ 
В ОЧУВО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ОБЪЕКТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ